РОДНИК ЗДОРОВЬЯ

22.07.2016 г.  в розничной аптечной системе доступны тесты на определение одного или нескольких наркотических веществ для проведения родителями (законными представителями) добровольных тестирований несовершеннолетних детей в домашних условиях. 

20.07.2016 г.

За 5 месяцев 2016 года в Саратовской области возбуждено 36 уголовных дел по фактам жестокого обращения с несовершеннолетними, предусмотренных ст. 156 УК Российской Федерации (за 5 месяцев 2015 года - 24).

Мы доверяем пожарным, набирая "01", когда от пожара страдает наше имущество, врачам, набирая "03", когда у нас болит тело. А кому довериться, когда болит душа? А что делать, если с этой душевной болью не смеешь обратиться ни к родителям, ни к друзьям?

Оказывается, здесь могут помочь психологи, если позвонить по телефону 8-800-2000-122 - это номер службы телефона доверия, которая существует для помощи детям, подросткам, а также их родителям в сложных жизненных ситуациях. Этот номер тоже нужно помнить.  А главное - не бояться по нему позвонить, как не побоялись уже почти 5 миллионов детей и взрослых.

1 сентября 2016 года исполнится шесть лет единому общероссийскому детскому телефону доверия, созданному Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сегодня телефон доверия - это более 230 служб по всей стране, это возможность позвонить из любого российского региона бесплатно с любого телефона.

 

Проект программы по здоровьесбережению МОУ "СОШ № 41" Ленинского района г. Саратова "ЗДОРОВОМУ ВСЕ ЗДОРОВО!"

Презентация программы по здоровьесебережению МОУ "СОШ №41"Ленинского района г. Саратова

I.    Актуальность программы.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. 
Программа здоровьесбережения в системе деятельности МОУ «СОШ № 41» на период 2013-2017 гг. (далее - Программа) является инструментом реализации здоровьесберегающей политики в сфере образования, ориентированным на выполнение ФГОС второго поколения. 
Программа разрабатывается исходя из положений ФГОС, определяющих личностную, семейную и социальную культуру, Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы. 
Программа разрабатывается на основе комплексного анализа текущего состояния участников образовательного процесса МОУ «СОШ № 41», учитывает экономические перспективы, демографические тенденции, опирается на прогноз социально-экономического развития образовательного учреждения, трансформации социального заказа родителей и города к здоровьесбережению.

II.    Мероприятия по здоровьесбережению, реализующиеся в МОУ «СОШ №41»

В школе ведется постоянная работа по защите обучающихся от перегрузок, сохранению их физического и психического здоровья. Эта работа включает в себя использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе, снижение объема обязательной учебной нагрузки, построение медико-психолого-социального сопровождения учебного процесса, сохранение и укрепление обучающихся средствами образования. Работа ведется по следующим направлениям: 1. Профилактическая работа и диагностика здоровья учащихся. 2. Формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей, пропаганда здорового образа жизни, профилактика различных заболеваний и вредных привычек. 3. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся складывается из классной, внеклассной работы, дополнительного образования. Особое внимание уделяется вопросам пропаганды здорового образа жизни и охране здоровья на уроках ОБЖ, получают здоровьесберегающие знания учащиеся и на уроках биологии, химии, литературы, физического воспитания; кружках. Формированию навыков управления стрессом, существующих в культуре, психологической практике в целях сохранения психического здоровья; профилактике вредных привычек посвящены темы психологических обучающих и профилактических тренингов. 4. Соблюдение санитарных норм и правил, адекватность методов и методик обучения и воспитания. В школе ведется контроль над соблюдением санитарно- гигиенических норм и правил при организации учебного процесса, созданием оптимальных режимов обучения и воспитания, психогигиены и психопрофилактики образовательного процесса, созданием внутри школы «здоровой» образовательной среды путем снятия перегрузок. 5. Развитие физкультуры и спорта, увеличение двигательной активности учащихся. Занятия первой половины дня органично дополняются работой различных кружков и спортивных секций: - баскетбол; волейбол; каратэ-до; ОФП; футбол; гандбол; бадминтон; гимнастика; хореографический кружок «Ритмика». 6. Педагогический коллектив также ориентирован на сохранение здорового образа жизни в рамках федеральной программы «Здоровье работающего населения России на 2004-2015 годы» (работа по модулю: «Здоровый учитель – здоровый ученик»). Это не только сокращение числа больничных листов, но психологический комфорт и здоровье, не допускающие физических и психических травм учащихся и педагогов. Особое внимание уделяется дежурствам на перемене. 7. Роль школьной столовой и буфета в сохранении здоровья обучающихся также чрезвычайно важна. Обеспечение питьевого режима и возможность дополнительного горячего питания (пирожки, пицца) позволяют не допустить заболеваний желудочно-кишечного тракта и сохранить солевой баланс и психологический комфорт. К
роме перечисленных, в МОУ «СОШ № 41» используются следующие здоровьесберегающие мероприятия: - динамический час (1-4 кл.); - посещение бассейна (1-5 кл.); - занятия по программе психолого-педагогического сопровождения (1-11 кл.); - кружковые и секционные занятия в системе дополнительного образования (1-11 кл.) - мероприятия в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»; - организация горячего питания обучающихся (1-11 кл.) и питьевого режима с употреблением минерализованной воды. Организация питания в столовой осуществляется на договорной основе с ООО «Ница». Столовая - на 120 посадочных мест, оборудована в соответствии с требованиями; - программа воспитательной работы по профилактике вредных привычек и зависимостей (алкоголизм, токсикомания, наркомания, табакокурение); - ежегодные плановые обследования совместно с медперсоналом (1-11 кл.); - предупреждение травматизма и антитеррористические мероприятия. 
Наличие медицинских кабинетов: медицинского – 1, кабинета логопеда – 1, кабинет психолога – 1 -обеспечивают своевременное оказание медицинской помощи и прививочных мероприятий, комфортную релаксацию обучающихся. В школе работает логопедическая служба, осуществляющая сопровождение детей с дошкольного возраста. Основной задачей является своевременное выявление младших школьников с первичной речевой патологией, предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи у младших школьников. Также совместно с методическими объединениями организована работа по овладению учителями основами логопедических методик работы с учащимися. 
Защита обучающихся от перегрузок реализуется в соответствии с нормами СанПиН и требованиями охраны труда. В целях ликвидации гиподинамии и сохранения здоровья учащихся введены часы двигательной активности и спортивные игры по 1 часу в 1- 4 классах. Благодаря реабилитационной работе по программе под девизом «Здоровьесберегающая педагогика»: - соблюдаются все санитарно-гигиенические нормативы, - не допускаются перегрузки детей на уроках, ведется четкий хронометраж домашних заданий (отраженный в журнале), - проводятся дополнительные занятия в физкультурных кружках и секциях, - улучшаются показатели физического здоровья обучающихся детей к окончанию школы. 
Применение здоровьесберегающих технологий способствует целевой ориентации на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей, что создает такой психологический климат в классах, при котором снижается вероятность конфликтов, повышается интерес учащихся ко всему происходящему в школе, становится маловероятным возникновение школьных перегрузок, тревожности, фрустрации, снижения самооценки и уровня школьной мотивации, но этих мер по-прежнему недостаточно, поэтому возникла необходимость в создании системы здоровьесберегающей работы по вышеперечисленным направлениям.

III.    Цели, приоритеты и задачи Программы, прогноз развития здоровьесбережения в МОУ «СОШ № 41». 
Цели программы: • создание условий для полноценной здоровьесберегающей деятельности всех участников УВП; • удовлетворение разнообразных запросов населения в сфере досуга, спорта, диагностики здоровья, связанных со здоровьем личности; • повышение здоровья всех участников УВП (по статистическим показателям) 3.2. Приоритеты, на которые направлена программа здоровьесбережения: • создание механизма формирования здоровьесберегающей среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника. Понимание того, что есть здоровье: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось. Выделяется несколько компонентов здоровья: • Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека. • Физическое здоровье уровень роста и развитие органов и систем организма. • Психическое здоровье состояние психической сферы, душевного комфорта. • Социальное здоровье - это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе. • Нравственное здоровье - это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. 3.3. Принципы достижения целей В работе необходимо использовать следующие принципы здоровьесберегающих технологий: • «Не навреди!». Учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, в конкретных условиях. • Принцип сознательности. Нацеливание на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса. • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовленных и подводящих действии позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократного повторения вырабатываются динамические стереотипы. • Принцип постепенности важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка. Предполагает преемственность ступеней обучения. • Принцип индивидуализации и доступности. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается всестороннее развитие каждого ребенка, планируется и прогнозируется его развитие. • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий. • Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. • Принцип активности - предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся. • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения. • Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей. • Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников подразумевает тесное взаимодействие педагогов, специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога) и медицинских работников. • Принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее развитие личности ребенка. 3.4. Основные задачи программы Реализация декларируемых ценностей здоровьесберегающего образования невозможна без соответствующей организации здоровьсберегающего процесса, условий, позволяющих осуществлять данную деятельность. Таким образом, в системе здоровьесберегающего образования стоят следующие задачи: 1) Организовать управленческую инфраструктуру, реализующую систему конкретных мероприятий в рамках программы «Здоровому всё здорово», включающей подпрограммы других служб: - служба здоровьесбережения, обеспечивающая управление здоровьем обучающихся; - служба безопасности; - социально-профилактическая служба (создание Университета здоровья); - организация питания; - физкультурно-оздоровительная система; - психолого-педагогическая служба; - система дополнительного образования. 2) Сформировать информационный банк нормативно-правового регулирования здоровьесберегающей деятельности в ОУ (согласованные программы обучения здоровью всех возрастных категорий обучающихся, соответствующие положениям в Уставе школы, правилах жизни школы, приказах директора и других нормативных документах) с отражением их на страницах школьного сайта http://sars41.narod.ru/ 3) Обеспечить информационно-диагностическую систему мероприятий (мониторинг здоровья, оценка эффективности здоровьесберегающих воздействий, обеспечение дифференцированного подхода в зависимости от возраста и уровня здоровья ученика). Обеспечить индивидуальное информирование родителей о состоянии соматического, психологического и социального здоровья обучающихся. 4) Обеспечить переподготовку кадров по здоровьесберегающим образовательным технологиям. 5) Создать систему (программу) обучения здоровому образу жизни с 1-го по 11-й класс, обучение здоровью родителей и педагогов (цикл лекций и проектная деятельность). 6) Создать дополнительные опции в здоровьесберегающей инфраструктуре образовательного учреждения, отвечающих требованиям СанПиН, в том числе: - рациональной организации учебного процесса (индивидуальные учебные планы, дистанционное обучение детей с ОВЗ); - оптимизировать организацию физкультурно-оздоровительной работы; - организовать качественное питание и питьевой режим по договору с ООО «Ница»; - организовать качественное медицинское сопровождение (медицинская сестра, процедурный кабинет, договоры с детской поликлиникой № 4, с центром здоровья, кислородные коктейли). 7) Оптимизировать работу службы практической психологии в МОУ «СОШ № 41». 8) Оптимизировать систему социально-педагогического сопровождения и юридического консультирования участников образовательного процесса. 9) Оптимизировать систему социального партнерства, межведомственной кооперации ресурсов в целях управления здоровьем участников образовательного процесса. Установление соответствия реальных организационных условий перечисленным выше также является одним из способов обеспечения качества здорового образования. 3.5. Прогноз развития системы здоровьесбережения. В результате выполнения Программы в ОУ будут обеспечены следующие основные качественные изменения. Основные ожидаемые изменения системы здоровьесбережения в МОУ «СОШ № 41». - Будет обеспечена реализация федеральных государственных образовательных стандартов в области личностной, семейной и социальной культуры. - Школа будет оценена как школа, пропагандирующая здоровый образ жизни. - В образовательном процессе будут использоваться современные здоровьсберегающие технологии, ориентированные на формирование у учащихся ценностей здорового образа жизни и компетенций, обеспечивающих социальную успешность и самореализацию в динамично развивающемся мегаполисе, помощь в выборе профессионального самоопределения учащихся. - Инфраструктура и здоровый уклад жизни образовательного учреждения создадут условия для полноценной реализации различных видов здоровьсберегающей деятельности учащихся в соответствии с особенностями возраста, обеспечат безопасность и эмоциональный комфорт. - Для детей с ограниченными возможностями здоровья будет создана безбарьерная образовательная среда, возможности построения индивидуальных образовательных траекторий. - Будет сформирована система деятельности образовательного учреждения, обеспечивающая удовлетворение возрастающих потребностей учащихся в физкультурно-оздоровительной деятельности в шаговой доступности. - Будет сформирована целостная здоровьесберегающая среда (ОУ+социальные партнеры), аккумулирующая ресурсы различных ведомств, семей, городской культурной среды, активность самих школьников, виртуальная деятельность. - Будет обеспечена открытость и информационная прозрачность образовательного учреждения, реализована перспективная модель вовлечения общественности в решение задач воспитания здорового школьника, аккумулирующего свой потенциал в интересах городского развития. - Будут внедрены новые подходы к использованию ресурса частно- государственного партнерства, межрегионального и международного сотрудничества в развитии здоровьесбережения. Успешная реализация программы «Здоровому всё здорово» обеспечит следующие основные результаты: • Полный спектр качественных образовательных услуг будет доступен для каждого ребенка, независимо от ограниченных возможностей здоровья; • Значительно вырастет формат услуг непрерывного и дополнительного образования для детей и услуг для взрослого населения (родителей и педагогов), поддерживающих здоровьесберегательные технологии; • Изменятся статистические показатели здоровья школьников, педагогов, сократится количество пропусков уроков по болезни и число больничных листов; • Повысится уровень общественной безопасности.

Сроки реализации программы «Здорово жить здорово», контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей 
Первый этап. 2013-2014 г. Разработка основных моделей изменений, нормативной базы и координация всех элементов инфраструктуры их реализации. Разработка конкретных планов и сценариев реализации программы на всех уровнях здоровьесберегающей системы. Начало основных изменений. Второй этап. 2014-2015 г. Полная реализация мероприятий программы. Завершение изменений на всех уровнях системы. Третий этап. 2016-2017 г. Формирование механизмов обеспечения устойчивости достигнутых положительных изменений. Определение целей и задач на следующие период развития здоровьесберегающих механизмов.

Внедрение современных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов 
Общая организация учебного процесса и управление: - Организационно-методическое и информационное сопровождение здоровьесберегающей деятельности. Внеурочный досуг, активный образ жизни (дополнительное образование): - Разработка и реализация механизма обеспечения доступности полного спектра услуг дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с изменяющимися запросами населения в сфере здоровьесбережения, в т.ч. через расширение их предложения на базе школы (спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, гандбол, бадминтон, «Ритмика», каратэ-до) - Разработка и внедрение современных программ и технологий, обеспечивающих качество услуг дополнительного образования, в том числе с учетом психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. - Развитие дистанционных форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. - Развитие различных форм деятельности межнационального и международного сотрудничества детей в системе дополнительного образования (международные профильные лагеря, семинары, конкурсы, олимпиады). - Развитие программ, обеспечивающих совмещение образовательных и досуговых практик (игры, путешествия, массовые тренинги, флешмобы). - Внедрение вариативных форм открытого образования и профилактических бесед (публичные лекции, семинары, мастер-классы, конференции, вебинары). Поддержка детей с ОВЗ: - Разработка и внедрение непрерывных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья в системе «начальная школа – средняя школа». - Формирование требований к условиям реализации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении (комфортная, безопасная, адаптированная к воспитанникам с особыми нуждами среда, современное оборудование). - Создание информационно-образовательного контента для коррекции знаний лиц с ОВЗ в различных предметных областях при формировании индивидуальной образовательной траектории. - Организация разработки и выпуска плакатов, буклетов, просветительских бюллетеней в т.ч. для обучающихся с ОВЗ в ОУ и обеспечение переподготовки специалистов, осуществляющих воспитание и обучение детей с ОВЗ. - Внедрение моделей социализации, ранней профессионализации, начальной профессиональной деятельности, элективных курсов, содействующих будущему трудоустройству детей с ОВЗ. Создание специальных образовательных условий для итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ. - Создание учебного плана для инвалидов, находящихся на надомном обучении по программам начального, основного и среднего (полного) образования с использованием информационных и дистанционных технологий. - Поддержка реализации государственных мероприятий: «Организация дистанционного обучения детей-инвалидов» Приоритетного национального проекта «Образование». Психологическая поддержка образовательного процесса - Разработка программы оказания психологических услуг субъектам образовательного процесса (дети с девиантным поведением, выпускники); - Разработка и внедрение системы обеспечения психологической безопасности образовательного процесса, в т.ч. оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды. Оздоровительная инфраструктура - Внедрение здоровьеформирующих технологий в практику работы образовательного учреждения. - Разработка новых подходов к укреплению здоровья детей на основе анализа данных ежегодной диспансеризации по уровням: школа - район – город (при взаимодействии с учреждениями здравоохранения города Саратова: поликлиники, центра здоровья). - Введение электронного паспорта здоровья на основе объективного и экспертного мониторинга здоровья в образовательном учреждении в сотрудничестве с системой здравоохранения. - Разработка и внедрение конкретных подпрограмм формирования здорового образа жизни. Привлечение воспитательного ресурса семей для решения задач образования и социализации. Оздоровительная и профилактическая работа - Обеспечение информационной прозрачности и механизмов обратной связи для семей по системе здоровьесбережения. - Развитие интернет-сайта в учреждении образования в соответствии с базовыми стандартами раскрытия информации, в т.ч. по организации здоровых практик деятельности. - Разработка и реализация механизмов прямого сотрудничества образовательного учреждения и семьи в сфере здоровьесбережения (подпрограмма воспитательной работы «Папа, мама, я – здоровая семья!») - Реализация образовательных, творческих и досуговых программ по здоровьесберегающей тематике для семей на базе образовательного учреждения. - Поддержка развития домашних форм получения образования по состоянию здоровья. - Разработка и внедрение механизма раннего выявления семей с детьми группы риска, а также механизмов сотрудничества с ними. - Создание системы поддержки семей, самостоятельно воспитывающих детей- инвалидов. - Разработка и реализация комплексной программы просвещения и консультирования родителей по актуальным вопросам профилактики «Университет здоровья» (через поддержку распространения журналов и книг для родителей (в том числе через электронную газету), организацию лекций, семинаров, конференций, проектной деятельности на базе ОУ и в дистанционной форме, участия в различных конкурсах профилактической направленности). - Организация мониторингов и исследований здоровья обучающихся (в т.ч. ситуации с употреблением наркотических и психоактивных веществ несовершеннолетними), эффективности деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Развитие взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта - Разработка нормативно-правовой базы и финансово-экономической модели, обеспечивающих межведомственное взаимодействие учреждения образования, культуры и спорта. - Включение в программы школы базового набора культурных, творческих и физкультурно-спортивных мероприятий. Здоровое питание - Совершенствование организации питания обучающихся, в том числе для социально незащищенных школьников и соблюдения питьевого режима (см. подпрограмму «Совершенствование производственного контроля организации питания» - Реализация комплексной программы просвещения и консультирования школьников по актуальным вопросам здорового питания (через поддержку распространения буклетов и санбюллетеней, организацию экскурсий, конференций, проектной деятельности на базе образовательного учреждения и в дистанционной форме, участия в различных конкурсах по здоровому питанию). Обеспечение комплексной безопасности ОУ - Совершенствование организации комплексной безопасности через систему мероприятий; - Реализация комплексной программы просвещения и консультирования школьников по актуальным вопросам безопасности (через организацию экскурсий, конференций, проектной деятельности на базе образовательного учреждения и в дистанционной форме, участие в различных конкурсах по безопасности, лекций, классных часов).